Черный пиар: понятие, секреты применения

Черный пиар – это возможность управления людьми через создание с помощью целенаправленных сведений. Используется во всех СМИ. С его помощью можно управлять общественным сознанием. Черный пиар полезен для всех сфер шоу-бизнеса, искусства, кинематографа. Но как быть с предпринимательской деятельностью?

Что такое черный пиар?

PR (Public Relation) - пиар или negative campaigning – относительно новые понятия в странах СНГ, когда за рубежом применяются достаточно давно. Черный PR – представляет собой негативную антирекламную компанию, проводимую с целью очернить личность, конкурента, бренд или продукт. Чаще всего применяется в политических целях. Например, для дискредитации конкурента, в качестве инструмента в политической борьбе и т.д. В последнее время черный пиар стал широко применяться для борьбы с конкурентами, захвата нового рынка, целевой аудитории, а также для роста прибыли.


Первоначально такая реклама применялась только в СМИ (в газетах, журналах, на телевидении). С развитием интернета пиар стал проводиться онлайн. Основными средствами рекламы являются:

  • накрутка дизлайков. Применяется в тех случаях, если оппонент ведет деятельность в соцсетях, на YouTube. Средствами манипуляции становится накрутка дизлайков под публикациями для снижения численности аудитории, накрутка низких оценок, публикация негативных отзывов на различных интернет-ресурсах.
  • фейки. Заключается в распространении заведомо ложной информации, которая выставляет бренд/компанию с негативной стороны. Например, запускается акция о некачественном обслуживании клиентов, высоких ценах на услуги/товары и т.д.

Кроме этого, специалисты по public relations выделяют следующие виды черных атак:

  • Профессиональные. Данным вопросом занимаются специальные компании, которые в рекламе используют наработанные стратегии. Услуга стоит значительных средств. Черный PR ведется анонимно, а отбиться от такой черной атаки достаточно сложно.
  • Непрофессиональные. Предполагает заказную статью в местной газете, пост в соцсетях и другие мероприятия, которые вызывают негативное отношение к бренду, но не наносят значительного ущерба. Любая ложная информация, предоставленная таким способом, может быстро быть опровергнута. Сработает обратный эффект в пользу оппонента.
  • Спонтанная реклама, поддерживаемая сторонними лицами. Имеет внезапный характер. Возникает в том случае, если были затронуты чьи-то интересы.

Таким образом, черный пиар — это мощное средство управления общественным сознанием. Применяется против конкурентов, для собственного продвижения на любом рынке. Можно приводить примеры черного пиара практически во всех сферах деятельности человека.

Черный пиар — это хорошо?

Первоначально PR (public relations) предусматривает взаимоотношение между брендом/лицом и целевой аудиторией. Не всегда данное взаимоотношение бывает позитивным как, например, если требуется белый пиар. Это зависит от сферы деятельности. Также следует учитывать такое понятие как «институт репутации». Во многих странах оно действует. Особенно если речь идет о политиках.

В странах СНГ черный пиар широко применяется не только в «закулисной» борьбе, но и в маркетинге, где главная цель стать узнаваемым. Таким образом, если рассматривать черный пиар как хорошее средство продвижения, стоит отметить, что есть положительный результат при применении в любой сфере деятельности, в т.ч. в политике в странах первого мира.

К основным преимуществам negative campaigning относятся следующие:

  • если черный пиар направлен на вас. Для малоизвестных компаний это прекрасная возможность стать известным. Используется при необходимости добиться узнаваемости, когда репутация не важна.
  • если используется с целью устранения конкурентов. С помощью дискредитации значительно ослабляются позиции оппонентов на рынке. В некоторых случаях можно добиться ликвидации компании. Однако такая мера имеет высокие риски, что заказчик будет рассекречен. В таком случае пострадает репутация.

На сегодня PR является неотъемлемой частью в современной коммерческом, политическом, информационном рынке. Считается одним из методов борьбы с конкурентами через распространение ложной, компрометирующей информации.

Маски чёрного PR

За рубежом уже давно научились скрывать черный PR. Для этого используются определенные цели. К основным из них относятся:

  • Достижение добросовестной конкуренции.
  • Раскрытие правды об конкуренте, например, на выборах.
  • Отстаивание прав человека.
  • Борьба с социальной несправедливостью.
  • Отстаивание демократии.
  • Борьба за сохранность окружающей среды.
  • Поддержка прав потребителя.
  • Защита прав и т.д.

Важно понимать разницу между классической пиар-компанией и черным pr, которая заключается в отношении к объекту. Для это учитываются следующие критерии:

  • наличие объективной критики, т.е. отсутствие положительных образов;
  • обязательное наличие общественной значимости;
  • личная оценка или стороннего лица.

При учете всех особенностей черной пиар-компании можно добиться высоких результатов в продвижении бренда, устранения конкурентов, а также широкой узнаваемости общественности.

Чёрный пиар — тоже пиар

Существует ряд основных методов ведения чёрного пиара. К ним относятся следующие:

  • Компромат. Стоит задача вызвать у аудитории сомнения в компетентности конкурента. Обвинения должны приниматься публикой как точные и правдивые. Как правило, для этих целей искусственно создается резонансное событие, ситуация, которые активно тиражируются в СМИ.
  • Преувеличение достижений. Заключается в публичной похвале оппонента таким образом, чтобы у аудитории вызвать обратную реакцию. Выражается в виде утрирования успехов, деятельности.
  • Подставная аудитория. Принцип черного пиара заключается в том, чтобы оказать влияние на определенную группу лиц, которая в свою очередь распространить необходимую реакцию на общественность. Например, для достижения реакции властей.
  • «Ловля на наживку». Заключается в создании ситуации, в которой оппонент обязан должным образом среагировать. Дальнейшие события развиваются так, что репутация портится сама собой.
  • Общественное порицание. Цель – создание ситуации, которой общество будет возмущено, а далее максимально длительный период поддерживать недовольство. Например, руководитель одной из крупных начинающих компаний замечен в выражении секситских идей. При этом разговор был в частных беседах. Информацию быстро донесли до активистов. Масштабное возмущение вызвало интерес СМИ. По итогу компания разорилась.
  • Онлайн компромат. Заключается в применение выдуманного факта. Это может быть нереальное желание, мысли противника, которые достаточно сложно опровергнуть.
  • Использование административных ресурсов. С помощью чёрного пиара общество настраивают против организации, предпринимателя и т.д. Такой манипуляцией пользуются органы власти.
  • Привлечение авторитетов. Для распространения негативной информации о бренде, товаре/услуге или о лице используется публичная личность, которая ярко выражает свое недовольство и мнение. Общественность воспринимает предоставленные данные в качестве неоспоримых, правдивых и перестает пользоваться товарами бренда, услугами и т.д.

Таким образом, черный пиар становится сильным источником манипуляции общественным мнением.

Как работает черный самопиар

Черный пиар считается мощным инструментом для привлечения внимания аудитории. Для достижения узнаваемости часто применяется самопиар. К основным его преимуществам относят:

  • большая узнаваемость;
  • повышение лояльности целевой аудитории;
  • возможность вернуть пассивных клиентов;

Рекомендуется применять для увеличения продаж.

Самопиар проводится в несколько этапов, которые заключаются в следующем:

  • Компания или лицо запускает нужную информацию/компромат в СМИ. Главное, чтобы ошибка была незначительной, а предоставленные данные однозначно ложными. Поэтому заслужено считать, что черный пиар - тоже пиар.
  • Как только ситуация станет на пике обсуждения общественности предоставляется официальный ответ. Это может быть компенсация за причиненный ущерб или опровержение с доказательствами. В отдельных случаях опровержение предоставляют «независимые эксперты».
  • На следующем этапе поддерживается интерес к ситуации максимально длительный срок. Для этого можно запускать новые факты к произошедшим событиям, вести обсуждения на формах, продолжать мониторить и поддерживать мнение общественности. Далее ведется serm-сопровождение.

Дополнительно можно создавать профили от лица компании для обсуждения на профессиональных формах, заказывать статьи для сайтов, соцсетей, пресс-релизы и т.д.

Для самопиара можно нанять отдельного специалиста, который поможет с «очисткой» репутации. Такие методы определяются исходя их способа воздействия на аудиторию, а также какие ресурсы использовались для противостояния. Не стоит забывать о правильной рекламе бренда, поддержания лояльной аудитории, поддержания имиджа. Такие меры помогут избежать краха репутации, финансовых потерь. Поскольку черный пиар - тоже пиар, многие медийные личности начинаю карьеру именно с него.

Приемы черного пиара в мире

Существует масса яркий примеров черного пиара. Приведем основные из них.

Черным самопиаром часто пользуются в шоу-бизнесе. Пиар агенты занимаются поддержанием интереса аудитории, создавая новые слухи и предоставляя компроматы. Яркий пример церемония MTV. В ходе вручения награждений все обсуждали поцелуй Мадонны и Бритни Спирс. Американская певица Бритни всегда поддерживала имидж скандального человека. После данного инцидента ее обвинили в нетрадиционной сексуальной ориентации.


Яркий черный пиар в США — роман Билла Клинтона. Разразился грандиозный скандал, из-за чего политический деятель покинул пост президента.

Черный PR и Голливуд

Модель-актриса Наоми Кэмпбелл отличается особо ярким темпераментом. Часто избивает обслуживающий персонал, устраивает скандалы и разборки, что лично не скрывает и обнародует это в прессе.

Не меньше любит черный пиар и Анджелина Джоли. Для этого она не стесняется поцелуя на публике с родным братом или обнародует информацию о бурном романе с экссупругом Биллом Торнтоном.

Черный пиар может стать сильным инструментом в продвижении бренда или лица. Однако для достижения результата рекомендуется обращаться в пиар агентства, которые разработают правильную стратегию продвижения и поддержания имиджа. Если черный пиар станет инструментом в руках правильного человека, то можно спокойно достичь желаемого результата, обойти конкурентов. В противном случае такая мера уничтожит репутацию полностью, свернет бизнес или полностью уберет товар с рынка потребителей.

Примеры черного пиара в России

В России черный пиар примеры имеет среди политиков, публичных лиц, различных звезд и моделей. Это касается и большинства мировых брендов, которые успешно закрепились на российском рынке. Приведем несколько примеров.

Макдональдс считается одним из лидеров в сфере общественного питания во всем мире, но при этом его называют «токсичным брендом». Вся антиреклама тиражируется по всему миру. Однако черный пиар нисколько не мешает бренду продолжать деятельность, в т.ч. на территории РФ. Продукция пользуется большим спросом даже среди тех лиц, которые видели и согласны какой вред наносится человеческому организму.


Windows считается одним из главных антибрендов в компьютерной среде. Если собрать многочисленные отрицательные отзывы, то можно решить, что компания в принципе больше существовать не может. Однако на практике ОП считается одной из самых востребованных в мире, а компания одной из самых дорогих в мире.

Ягуар — известный английский бренд, специализируется на продаже энергетических напитков. Считается одной из известных по количеству черных PR-компаний. Конкурирующие компании создали тысячи мифов о вреде продукта, которым так и не удалось повлиять на востребованность брендов.

Большой вред был нанесен репутации компаний, специализирующихся на реализации грузинских товаров. В результате большинство грузинской продукции исчезло с полок магазинов на длительный срок.

Не менее грандиозный скандал произошел с компанией IKEA в России. Критика затронула рекламный пост, в котором изображалась собака с виноватым видом, сидящая за столом. На столе стояли блинчики и варенье. Пост имел следующую подпись: «Если случайно поцарапали машину или погрызли тапочки:

    приготовьте вкусную пищу;
    встречайте его в хорошем настроении;
    избегайте фраз «Дорогой есть разговор».


Данный пост вызвал массу противоречий. Общественность возмутило сравнение женщины с собакой. Многие обвинили компанию в чистом сексизме. Дело закончилось тем, что компания предоставила официальное извинение. Также было заявлено, что IKEA реализует специальные программы на защиту прав женщин по всему миру. Позже пост, вызвавший возмущение более чем в 300 комментариях, был удален с официальной страницы на Facebook.

Можно до бесконечности обращать внимание на черный пиар, примеры которого встречаются практически во всех сферах деятельности. На сегодня считается мощным инструментом в продвижении бренда, устранении конкурентов.

следующая статья

Смотрите также

Заказать в один  клик
Логотип
Фирменный  стиль
Упаковка /  этикетка
Дизайн  полиграфии
Нейминг /  слоган
Спасибо за заявку!

Мы скоро с вами свяжемся