Монограмма — это тоже способ создать логотип

Монограмма, какой ее задумали древние греки (греч. μόνος — один, γραμμα — буква) — это знак в виде стоящих рядом или соединенных букв, означающий какое-то имя.

Историки считают, что одними из первых монограмм были сокращенные названия греческих и римских городов на выпущенных ими глиняных монетах (350 г. до н. э.). 

На протяжении столетий люди использовали свои инициалы, чтобы обозначить право на изделие, происхождение, власть. 

Монограммы наносили на: 

  • монеты и медали;
  • картины, скульптуры, мебель и другие разнообразные изделия ремесленников;
  • гербы, оружие и другое имущество аристократов и монархов;
  • документы, рукописи, позже — книги;
  • ювелирные изделия;
  • белье ручной работы.


Монета Карла I, Англия, XVII век



Золотая табакерка с монограммой императрицы Марии Александровны, XIX век

По сути монограмма — это инициалы, выполненные в художественном дизайне. Чаще всего это не одна буква, а две или три.

Виды монограмм

С понятием монограммы связаны другие термины, обозначающие графические знаки. 

Вензель (от польского węzeł, то есть «узел») — это монограмма, украшенная дополнительными элементами: абстрактными завитками, венками, ветвями, силуэтами животных, коронами. Так создаются фамильные гербы, а иногда — логотипы (о них ниже).


  • Лигатура — знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный соединением двух и более минимальных единиц письменности (графем). Если это не иероглифы или слоговые знаки, а буквы, лигатура может оказаться монограммой. Принципиальная разница в том, что знаки в монограмме могут просто стоять рядом, а в лигатуре всегда соединены. Это интересный дизайнерский прием, с помощью которого можно придать индивидуальность типографике. Или создать логотип.


  • Экслибрис (от латинского ex libris, то есть «из книг») — личный знак, которым владелец книг отмечает экземпляры из своей библиотеки. И если на знаке главным элементом выступают инициалы человека, экслибрис оказывается монограммой или вензелем. 

Уточняя, что такое монограмма в наши дни, нужно еще упомянуть, что они используются не только как производные от имен, но и от целых фраз: в монограмме может быть закодирована аффирмация или жизненное кредо. Так, DWBH означает Don`t worry, be happy!


Монограмма как основа логотипа

Собственно, монограммы служили инструментом персонального брендинга задолго до того, как появилось понятие маркетинга и бренда. И продолжают активно использоваться как основа или часть логотипов. 

Мы видим их на вывесках популярных фастфудов, на капотах автомобилей, на бытовой и электронной технике.






В модной индустрии одним из первых логотипов-монограмм стал знак бренда Louis Vuitton. Разработан он был для нанесения на изделия — как способ предотвратить подделки.


Поскольку успех и репутация модных домов всегда связаны с именем их основателя, в этой сфере логотипы-монограммы очень популярны: Chanel, Gucci, Fendi, Yves Saint Laurent и другие. Они говорят о преемственности и семейных традициях.


   


Монограмму как логотип используют и в брендинге территорий: от классического логотипа Нью-Йорка до созданного в 2009 г. за 240 тыс. долларов логотипа Мельбурна.



Как понять, что для вашего бизнеса хорошо подойдет лого в виде монограммы?

  • У компании длинное сложное название.
  • Название легко сократить до инициальной аббревиатуры, то есть по первым буквам слов.
  • Вы хотите подчеркнуть приверженность вашего бренда семейным ценностям.
  • Планируете работать на международных рынках, где аббревиатура будет более универсальной, чем перевод названия компании.

Востребованный формат логотипа — графический знак + полное название компании. Отдельно знак, которым может быть и монограмма, начинает ассоциироваться с компанией не сразу, а по мере ее узнавания клиентами и покупателями.


Способы и правила создания логотипа из монограммы

Есть несколько способов нарисовать логотип на основании монограммы: 

1. Поставить инициалы рядом. Такой подход настолько простой, что требует решимости.


2. Соединить буквы или даже сделать из них лигатуру.


3. Перевернуть знаки или сложить их в определенную форму.


4. Скомпоновать так, чтобы просвет между буквами образовывал еще одну.



5. Заключить буквы в рамку, геометрия которой будет работать на впечатление от бренда. Кстати, рамка определенной формы может усиливать сходство логотипа с гербом. Или печатью — знаком качества.




Важно правильно выбрать:

  • Простой дизайн. Используя буквы, вы кодируете в своем товарном знаке важную информацию, которую хотите сообщить целевой аудитории. Значит, эта информация должна легко читаться. В любом размере лого и на любом носителе, куда вы захотите его нанести — на металле вывески, ткани фирменной футболки или плотной бумаге пакета.
  • Понятную стилизацию. Обыграть форму букв изображением не всегда просто. Но так можно создать действительно изящное решение, в котором форма дополняет и подчеркивает смысл.



  • Шрифт. Он должен соответствовать характеру бренда. Легкие каллиграфические буквы нравятся женщинам и говорят о творческом начале. Строгие шрифты указывают на ответственность и солидность. Имитация рукописных знаков заявляет об открытости и демократичности. И в любом случае важным требованием остается удобочитаемость.





  • Минимум цвета, чтобы сделать акценты на дизайне букв. Рекомендуют не больше двух цветов. Но бывает достаточно и одного, с градиентами или без. Дополнительную выразительность монохромному решению можно придать с помощью объема.




Исключением из правила «не больше двух», по традиции, могут стать лого для брендов, делающих акцент на креативности, инновационности, эмоциональности.



Для создания монограмм разработаны специальные шрифты. Существуют и программы-конструкторы, в которых можно экспериментировать с цветами, формами и начертаниями букв. 

Но чтобы монограмма стала говорящим символом вашего бренда, необходимо больше: понять его ценности и характер и сформулировать их в выразительной графической форме.

следующая статья

Смотрите также

Заказать в один  клик
Логотип
Фирменный  стиль
Упаковка /  этикетка
Дизайн  полиграфии
Нейминг /  слоган
Спасибо за заявку!

Мы скоро с вами свяжемся